Крупные
торрент-трекеры недавно были закрыты в Европе. Это событие вызвало
масштабное обсуждение как в Internet-сообществе, так и в прессе. Волна
борьбы с пиратством дошла и до России. В одном из январских выпусков
русского печатного издания, посвященного интернет-жизни, как раз
поднималась данная тема, но на тот момент никто пока не знал, коснется
ли это массовое противостояние пиратству в Сети отечественных
торрент-ресурсов. Коснулось, появились «проблемы» у самого крупного в
России по числу зарегистрированных пользователей трекера.
С
недавних чисел февраля месяца он приостановил работу и… невероятно –
продолжает работать, сменив доменное имя! Конечно, никто не удивится
русской изобретательности и сноровке воспользоваться юридическими
приемами, а возможно, недоработками в законодательстве, чтоб
благополучно переехать сначала на зеркало сайта под другим доменом, а
потом сказать, что так и было, дескать, мы теперь по-новому называемся.
Пиратство остается пиратством, и это плохо. Так говорят
правообладатели: кинокомпании, музыкальные продюсеры, авторы,
режиссеры, композиторы, производители игр и программных продуктов. Но
все ли представители умственного труда имеют наточенный зуб на
пиратство в Интернете? И как будем жить, если в Сети нам теперь
практически ничего нельзя, кроме почтового ящика и пугающих новостей на
заглавной странице поисковой системы?
Начнем с кино. На
дворе XXI век. Во всех кинотеатрах идут новинки как отечественного, так
и зарубежного кинематографа. Появились кинозалы с эффектом присутствия.
Кассовые сборы потрясают всех количеством нулей и вдруг… показ еще не
закончился, а на одном из торрент-трекеров появляется тот самый фильм.
Те, кто еще не успел сходить в кино – качают, смотрят и,
соответственно, никуда уже не идут. Продукт терпит убытки. Отсюда и
ненависть к пиратам.
Но хочется заметить, что не все трекеры
такие бессовестные. Большинство ресурсов блокируют и удаляют ссылки с
раздачи на время показа картины в кинотеатре и тем самым идут на
уступки правообладателям. Есть даже положительная сторона медали: когда
заканчивается показ и рейтинг фильма постепенно идет вниз,
торрент-движение максимально долго тормозит падение благодаря
файлообмену. В данном случае пожелание пиратов, этаких Робин Гудов,
создателям картины: делайте деньги на прокате, вам никто не мешает.
Но есть и другие проблемы. Уже после показа, благодаря
торрент-ресурсам, создатели, например, теряют деньги на продаже DVD.
Цена лицензионного диска, как правило, начинается от четырехсот рублей,
ну а если покупать высокое качество картинки – и того дороже. Конечно,
проще скачать.
Хотя не стоит забывать, что огромную
конкуренцию авторам создают пиратские диски, и это без вмешательства
файлообмена. Может быть, сначала на этом фронте порядки навести, а уж
потом и торрент-трекеры обвинять? К тому же, компакт-диски медленно, но
уверенно начинают уходить в прошлое, а то, что продают возле метро и в
переходах, порой даже страшно вставлять в DVD-плеер, особенно если
прислушаться к запаху материала, из которого он изготовлен. Списки
трекеров хоть не пахнут, да и среду окружающую не засоряют.
Говоря о новинках, все понятно, но что делать с авторским кино или
старым фильмом 1956 года выпуска? Где нам теперь его найти? Обойти
половину города и в лучшем случае услышать от продавца: не знаю, надо
искать. Что касается регионов, там вопрос еще сложнее и не требует
комментариев. Есть в нашей стране и такие места, где интернет уже
провели, а на полках в ряду новинок пылится старый добрый «Титаник».
Что же касается классики, да еще и зарубежной, то легче потерять
желание просмотра, чем искать, заказывать и ждать.
Все как-то
не так, но пиратство – зло, это факт. Говорить о музыке можно так же
долго, и споров возникнет не менее. Но хотелось бы напомнить, что
благодаря интернет-популярности многие известные на сегодняшний день
артисты стали собирать залы, а к некоторым и подавно слава пришла через
широкое обсуждение в Интернете. А может, оборудовать все радиоприемники
встроенными купюроприёмниками и бросать по команде радио-ведущего пять
рублей, если хочешь порадовать себя новым хитом? Как-то неудобно, но
пиратство – зло.
Что же касается нелегального
распространения игр, то здесь правообладателям, конечно, не
позавидуешь, и их недовольство вполне обоснованно. Ломаная игрушка не
намного хуже, в скором времени интерес к ней остынет и в закачку пойдет
другая, следующая. Хоть и бывают случаи, когда испытав, так сказать,
игру в работе, народ идет и покупает лицензионную версию, в твердой
убежденности получить обновления и новые возможности. Одним словом,
игроки знают, что делают.
Ну и конечно, одним из не менее
страдающих от пиратов сегментом рынка интеллектуального труда,
наверное, являются производители программного обеспечения. Ломаные,
«залеченные» версии распространяются, заметим, не только через
торрент-ресурсы, но также имеются в свободной продаже. К великому
сожалению пользователей таким продуктом, обновлений и технической
поддержки здесь быть не может, а если и будет, то недолго. Многие
знают, что порой данный продукт, попадая в руки предприимчивого
гражданина, находит широкое применение не только в личных целях, но и
для достижения благосостояния – это зло.
Так кто же виновен в
том, что правообладатели терпят убытки? Торрент-трекеры или
производители некачественных дисков? Люди, которые любят кино и музыку,
или жадины, которые не хотят за это платить? А может быть те, кто
позволил таким проектам родиться и существовать? Странно, но пиратство
– это плохо.